Грани изменяемых фаз

Первые опыты с изменением фаз начались еще в эпоху пара. Что же касается обычных автомобильных двигателей внутреннего сгорания, то принцип изменяемых фаз газораспределения (VVT) был впервые запатентован концерном Fiat в конце 1960-х годов. В серийном производстве первой моделью с VVT стала Alfa Romeo Spider 1980 года. С тех пор многие производители используют принцип VVT в своих конструкциях. Разнообразие вариантов от разных производителей породило множество различных обозначений таких систем — VTEC, VVT-i…

Двигатели без VVT имеют нерегулируемые распределительные валы, поэтому высота подъема, время открытия и фазы клапанов в них фиксируются один раз при установке коленвала и распредвалов. Изменяемые фазы газораспределения позволяют повысить характеристики двигателя, улучшить экономичность и снизить выбросы, за счет оптимизации работы двигателя с учетом режимов и нагрузки.

VVT дает возможность, в зависимости от частоты вращения, нагрузки и температуры, достигнуть большего перекрытия клапанов, изменять высоту подъема, длительность открытия и фазы. Например, при низкой частоте вращения и под нагрузкой фазы смещаются в сторону опережения, чтобы улучшить отклик на открытие дроссельной заслонки и повысить крутящий момент. На высоких оборотах фазы могут смещаться в сторону задержки, чтобы уменьшить выбросы и увеличить мощность.

aol news 2017 vvt pic 5 1

Типы VVT — cam-phasing

На рынке представлены различные варианты реализации VVT, из них наиболее распространены так называемые «cam-phasing», где фазы изменяются за счет поворота распредвала относительно его шкива или звездочки со встроенным регулятором VVT.

Самые ранние конструкции были простыми — они работали только на впускном распредвалу и только в двух положениях (вкл/выкл) — «дискретная» регулировка, осуществляемая при определенных оборотах (как, например, в BMW Single VANOS). Большинство VVT дискретного действия управляются механически с помощью подпружиненной косозубой шестерни в регуляторе.

В более поздних версиях используется электронное управление и гидравлический привод. Такие системы («непрерывного действия») могут использоваться на одном или обоих распредвалах. В них электромагнитный клапан регулируют подачу масла под давлением в регулятор (интегрированный в шкив или звездочку), где оно воздействует на соединенные с распредвалом лопасти и вызывает проворот вала относительно шкива. Помимо возможности регулировки фаз при любой частоте вращения, VVT непрерывного действия обеспечивают плавный переход между режимами по сравнению с дискретными системами.

aol news 2017 vvt pic 1 1Типы VVT — cam-changing

Некоторые производители (Honda Variable Valve Timing and Lift Electronic Control — VTEC) применяют отдельный кулачок для каждого клапана на впускных и выпускных распредвалах (на ранних SOHC-двигателях VTEC применялся только на впуске). Давление масла удерживает штифт, который соединяет разные коромысла — для большого хода и продолжительного открытия и для малого хода и короткого открытия клапанов. Хотя такая регулировка по сути является дискретной, данный механизм получил широкую известность и заслуженно высокую репутацию благодаря значительному приросту мощности при его использовании.

aol news 2017 vvt pic 3

Типы VVT — cam-phasing + cam-changing

Системы становятся все более сложными и дорогими — комбинирование регулировки фаз и поворотом, и сменой кулачков позволяет повысить эффективность работы двигателя, увеличить мощность и сделать выхлоп более чистым.

Один из производителей, разработавших подобную систему — это Porsche с Variocam Plus. Регуляторы установлены на впускных распредвалах, которые также имеют кулачки двух разных профилей, опирающихся на регулируемые гидротолкатели с раздельными внутренними и внешними сегментами. Внутренний сегмент толкателя контактирует с центральным кулачком распредвала (который обеспечивает меньшую высоту подъема и длительность открытия клапана). Когда требуется более высокий подъем, внутренние и внешние сегменты соединяются вместе штифтом, приводимым в действие гидравлическим электромагнитным клапаном с электронным управлением. После чего в работу вступают внешние кулачки распредвала, обеспечивающие больший подъем и продолжительность открытия клапана. Функции изменения фаз и смены кулачков индивидуально контролируются блоком управления двигателем (ECM), с учетом основных параметров — частоты вращения, выбранной передачи, положения педали акселератора, температуры моторного масла, температуры охлаждающей жидкости.

aol news 2017 vvt pic 2

Развитие

В 2009 Fiat представил свою инновационную систему MultiAir, где выпускные клапаны приводятся от распредвала традиционным механическим путем, а на впускные воздействие от кулачка передается через электрогидравлическую систему с плунжером, электромагнитным клапаном и чисто гидравлическими толкателями. При полной нагрузке усилие на клапаны передается так, как будто имеется жесткая связь с кулачком. При частичных нагрузках клапан сбрасывает давление на части хода плунжера, обеспечивая подачу в цилиндры строго необходимого количества воздуха (что кроме прочего, позволяет отказаться от дроссельной заслонки). В итоге снижаются потери, улучшается экономичность, а характеристики двигателей приближаются к показателям моторов ощутимо большего рабочего объема.

aol news 2017 vvt pic 4

В настоящее время производители исследуют и разрабатывают новые двигатели внутреннего сгорания без распредвалов, что означает окончание эпохи систем газораспределения и систем изменения фаз в привычном нам виде.

С одной стороны, для сервисов это означает уменьшение перечня стандартных сервисных работ (вроде замены ремня привода ГРМ), с другой — двигатели в целом станут гораздо сложнее, требуя нового оборудования и инструментов.

В сфере постгарантийного обслуживания автомобилей Autodata давно зарекомендовала себя в качестве одного из самых надежных, актуальных и точных источников технической информации. Непрерывная работа команды Autodata Online над обновлениями базы данных и регулярное пополнение ее самыми свежими моделями гарантируют, что подписчики всегда смогут получить необходимую информацию для обслуживания и ремонта автомобилей, просто войдя в систему.

Обновления в Autodata в феврале 2022

Новое в Autodata — февраль 2022

В программу Autodata загружено 1129 технических обновлений, включая время ремонта, процедуры работы с батареями, графики обслуживания, системы контроля давления в шинах (TPMS), электрические схемы, регулировку

Узнать больше»

Autodata публикует отчет «Самый обслуживаемый автомобиль» за 2021 год

Solera Autodata, ведущий мировой поставщик технической информации для автомобильных профессионалов, опубликовал свой ежегодный отчет «Самое обслуживаемое транспортное средство», в котором анализируются тенденции в отрасли послепродажного

Узнать больше»

Спасибо за заявку!

Мы скоро с вами свяжемся

Подключить на 1 месяц
Autodata "ТО, Сервис, Калькуляции"

3 490 р. / 2 пользователя

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 месяц
Autodata "Диагностика и Ремонт"

5 690 р. / 2 пользователя

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 месяц
Autodata "ТО, Сервис, Калькуляции"

2 990 р. / 1 пользователь

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 месяц
Autodata "Диагностика и Ремонт"

4 590 р. / 1 пользователь

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Заявка на подключение
Autodata "Мотоциклы"

на 1 год для 5 пользователей

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Заявка на подключение
Autodata "Мотоциклы"

на 1 месяц 5 пользователей

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 год
Autodata "Мотоциклы"

2 пользователя

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 год
Autodata "Мотоциклы"

1 пользователь

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 месяц
Autodata "Мотоциклы"

2 пользователя

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 месяц
Autodata "Мотоциклы"

1 пользователь

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Запрос на подключение
Autodata "ТО, Сервис, Калькуляции"

на 1 год для 5 пользователей

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Запрос на подключение
Autodata "Диагностика и Ремонт"

на 1 год для 5 пользователей

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Запрос на подключение
Autodata "ТО, Сервис, Калькуляции"

на 1 месяц для 5 пользователей

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Запрос на подключение
Autodata "Диагностика и Ремонт"

на 1 месяц для 5 пользователей

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подписка на 1 год
Autodata "ТО, Сервис, Калькуляции"

2 пользователя

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подписка на 1 год
Autodata "ТО, Сервис, Калькуляции"

1 пользователь

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подписка на 1 год
Autodata "Диагностика и Ремонт"

2 пользователя

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 месяц
Autodata "ТО, Сервис, Калькуляции"

2 пользователя

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подписка на 1 год
Autodata "Диагностика и Ремонт"

1 пользователь

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 месяц
Autodata "ТО, Сервис, Калькуляции"

1 пользователь

Подключить на 1 месяц
Autodata "Диагностика и Ремонт"

2 пользователя

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Подключить на 1 месяц
Autodata "Диагностика и Ремонт"

1 пользователь

Нажимая кнопку «Заказать», я подтверждаю, что ознакомился и принимаю соглашение на обработку персональных данных.